Из истории кукол на Руси

Из истории кукол на Руси

Каких только игрушек нет у современных детей! И машинки, и мячики, игры настольные и конструкторы, и, конечно же, самые разные куклы! А что же было раньше? Чем играли в старину, где брали игрушки, ведь ни заводов по их производству, ни специальных магазинов не было.

На Руси кукол изготавливали из дерева и соломы, ниток и тряпок, словом, из подручных материалов. Умудрялись делать даже из золы. Просеянную золу смачивали водой, скатывали плотный шарик, оборачивали тряпочкой, которую туго завязывали в области шеи, подсушивали – так получалась голова куклы, тело состояло из намотанной ткани.

О том, какие еще бывали в старину куклы, из чего их мастерили, и для чего они служили, узнали вчера ребята из детского сада №4 на интерактивном этнографическом занятии «Из истории кукол на Руси».

Оказывается, куклы применялись не только для игр, но и для различных обрядов. Куклы-обереги защищали от болезней, несчастий и злых духов, помогали собирать хороший урожай, укрепляли семью. Кукла Подорожница защищала человека в дороге, Ведучка помогала матери и ребенку.

Очень удивились ребята, узнав, что куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли принести вред своему хозяину, поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. А еще у кукол не было лица, так как считалось, что кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Не одно столетие прошло с тех пор, изменились и куклы, и другие игрушки, и технологии их изготовления, но дети по-прежнему любят с ними играть.

ВолховСМИ

Источник: Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина, Олеся Боз

Из истории кукол на Руси

От подмастерья до писателя

 

От подмастерья до писателя

Ганс Христиан Андерсен, датский поэт и прозаик, писатель-сказочник, родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, Дания. С раннего детства Ганс часто мечтал и «сочинительствовал», ставил дома спектакли. Любимой его игрой был кукольный театр.

В 1816 году мальчик начал работать подмастерьем у портного. Потом была сигаретная фабрика. В четырнадцать лет будущий писатель уехал в столицу Дании – Копенгаген. Устроился в Королевский театр, где играл роли второго плана. В то же время Андерсен написал пьесу в пяти актах и отправил королю письмо, в котором попросил деньги на её выпуск.

Писатель, благодаря королю Дании, начал учиться в школах сначала в Слагелсе, а потом в Эльсиноре за казенный счет. В 1827 году Ганс окончил учебу. В 1829 году был опубликован его рассказ в фантастическом стиле «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». В 1835 году Андерсену приносят известность «Сказки». В 1839 и 1845 годах были написаны соответственно вторая и третья книги сказок. В 1840 году был выпущен сборник под названием «Книга с картинками без картинок». В 1847 году писатель уехал в Англию.

От подмастерья до писателя

В 1872 году писатель получил серьезные травмы в результате падения, от которых лечился в течение трёх лет. В 1875 году, 4 августа, в возрасте 70-ми лет, Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене, где и был похоронен на кладбище Ассистэнс.

Всемирную известность обрели его сказки «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева» и многие другие, на которых выросло не одно поколение детей во всем мире. Ещё при жизни писателя они были переведены на многие языки, в том числе и на русский. С 1967 года в день рождения великого сказочника весь мир отмечает Международный день детской книги.

ВолховСМИ

От подмастерья до писателя

Богохранимый Михаил Кутузов

Богохранимый Михаил Кутузов

Имя фельдмаршала Михаила Голенищева-Кутузова пользуется заслуженной мировой известностью. Воспитанный на лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены Петром I, Румянцевым и Суворовым, Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское воинство на новую, высшую ступень. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет.

Боевой опыт, накопленный Кутузовым в период русско-турецких войн второй половины 18 века, оказал большое влияние на формирование его как военачальника. 4 августа (н.с.) 1774 года, сражаясь с турецким десантом на крымском горном перевале у деревни Шумы (ныне – Кутузовский перевал и поселок Верхняя Кутузовка, севернее Алушты), подполковник Михаил Кутузов первым поднял в атаку свой батальон и был тяжело ранен в голову – пуля через левый висок вышла у правого глаза. К удивлению врачей, Кутузов выжил.

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в бою под Очаковым, он вновь получил тяжелое ранение. Пуля вошла Кутузову в щеку и вышла из затылка. Ранение было смертельным, но полководец выжил, что повергло в изумление его врача, отметившего, что Господь хранит Кутузова для грядущих необычайных подвигов.

Екатерина II распорядилась выдать герою 1000 червонцев, наградить орденом Святого Георгия 4-й степени и «уволить для излечения ран к теплым водам на год без вычета жалованья». Впоследствии, несмотря на увечье, Кутузов вернулся на службу. В чине генерала он командовал российской армией в войне с Наполеоном (1805), а также с Турцией (1811).

В 1812 году, после вторжения Наполеона в Россию, император Александр I назначил генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим российской армией и присвоил ему титул светлейшего князя.

Осенью 1812 года Кутузов дал Наполеону генеральное сражение у села Бородино, получив за него чин генерал-фельдмаршала, а после того, как остатки французской армии были изгнаны из России, он получил орден Святого Георгия 1-й степени, став уже полным кавалером высшей воинской награды империи.

ВолховСМИ

Богохранимый Михаил Кутузов

Ильинские гуляния

Ильинские гуляния

В честь важного славянского праздника — Ильин день — накануне в деревне Надкопанье прошли Ильинские гуляния!

Отец Антоний произнёс приветственное слово, и праздничная программа началась.

В празднике приняли участие: ансамбль «Русская душа», Галина Снакина, Андрей Левицкий, Надежда Ванчурова из Паши, ансамбль «Сударушка», ансамбль «Надежда» из Потанино, дуэт «Казачья криница» Виктор Альмяшев и Людмила Рандошкина, дуэт «Хуторянка» Александра Лукина и Нина Лихатова, детская фланк-группа «Атаманские внуки» под руководством  тренера —  наставника Ивана Чёрного из Подпорожья.

Ильинские гуляния

Читали стихи Пелагея Богачева — воспитанница театральной студии «АзАрт» и Варвара Сапожникова.
Творческий мастер-класс для жителей провела Елена Акимова.

Наверняка Илья благословил ваш дом, сделал его хлебосольным, зажиточным и благополучным.

ВолховСМИ

Ильинские гуляния

Решение: увековечить славу комсомольцев-партизан

Решение: увековечить славу комсомольцев-партизан

В музее истории города Волхов 3 августа состоялась встреча членов Волховского исторического клуба, представителей Волховского муниципального района с жителями города Кириши Сергеем Боженовым и его дедушкой Александром Михайловичем.

Решение: увековечить славу комсомольцев-партизан

Уже много лет их волнует судьба нашей землячки Лидии Ивановны Ерёмкиной, комсомолки-разведчицы, уроженки деревни Любыни, погибшей в годы Великой Отечественной войны на нашей волховской земле. Встреча получилась очень тёплой. Было принято решение отметить знаком в родной деревне героини память о ней, и в самом Волхове увековечить славу 94-х молодых комсомольцев-партизан, известных и неизвестных.

Решение: увековечить славу комсомольцев-партизан

Сергей, ученик 9 класса, в знак признательности за сохранение исторической памяти получил благодарность администрации Волховского муниципального района, а также книгу Георгия Самсоненко «Иван Иванович Федюнинский» и два сборника краеведческой литературы.

ВолховСМИ

Источник: Музей истории города Волхова

Решение: увековечить славу комсомольцев-партизанРешение: увековечить славу комсомольцев-партизан

День рождения шампанского

День рождения шампанского

Будучи экономом при аббатстве Отвильер, расположенном в самом центре Шампани, монах-бенедиктинец отец Пьер Периньон заведовал съестными запасами и погребом, а на досуге занимался экспериментами по производству различных вин. 4 августа 1668 года Периньон представил удивленной братии новый чудесный напиток: серебристые пузырьки с тихим шелестом поднимались со дна бокала, прозрачная пена искрилась, словно живая. Это игристое вино стало прародителем современного шампанского.

Пьер Периньон не только первым изготовил шампанское, но также предложил вместо обычной в то время пробки из промасленной палки использовать корковую, которая используется по сей день. Хотя изобретение шампанского датировано 4 августа 1668 года, описание технологии его изготовления было опубликовано лишь в 1718 году аббатом Федино, каноником Реймского собора.

В 1728 году началась торговля шампанским, а через год была основана первая фирма — производитель шампанских вин «Рюинар». К концу ХIХ века шампанское приобрело популярность во всем мире, и многие страны стали сами осваивать его производство.

Особых успехов в этом деле достигли русские виноделы, которые даже получали призы на выставках в Париже. Однако такая конкурентная ситуация совершенно не устраивала виноделов из самой Шампани. После первой мировой войны Франция приняла закон, установивший, что шампанским могут называться только те игристые вина, которые произведены непосредственно в провинции Шампань при строгом соблюдении определенных правил.

ВолховСМИ

Предметы славянского быта

Предметы славянского быта

Вчера, 3 августа, в КИЦ имени А.С. Пушкина на занятие «Посиделки возле печки» пришли ребята из детского сада № 4, чтобы познакомиться с жизнью, бытом и традициями наших предков.

Печка в избе была центром жизни деревенской семьи: она кормила, обогревала, лечила, освещала. Возле печки люд собирался на посиделки: пряли, шили, плели лапти, рассказывали сказки и пели песни. О русской печи слагали песни и частушки, делали её сказочным персонажем, складывали о ней пословицы, поговорки, придумывали загадки.

Предметы славянского быта

С печью связано и множество других предметов русского быта: чугунки и самовары, ухваты и садники (хлебная лопата), рубель и ступа. С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Обо всем этом узнали дети на этнографическом занятии «Посиделки возле печки».

ВолховСМИ

Источник: Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина

Предметы славянского бытаПредметы славянского быта

Онуфрий Печерский

Онуфрий Печерский

В этот день православная церковь чествует преподобного Онуфрия Печерского, жившего в Киеве в 12 веке. Онуфрий был монахом Киево-Печерской лавры, обитал в Ближних пещерах, где в настоящее время находятся его нетленные мощи.

Сведения о жизни преподобного и обстоятельства, при которых его начали почитать как святого, не сохранились. Известно лишь, что Онуфрий отличался суровостью характера, соблюдал молчаливый затвор, как и многие Киево-Печерские монахи, например, Феодор Молчальник, обитавший в дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Иноческий подвиг молчания был для них путем к всегдашнему богомыслию и средством к тому, чтобы ум не развлекался ничем земным, а язык не согрешал ни единым словом. Согласно летописям: «Такое душевное совершенство было угодно Богу и отец Феодор получил от Господа дар чудотворения», которое и теперь являет всем приходящим и поклоняющимся с верою его святым мощам, почивающим. На Руси память преподобного отмечали особенным образом: все работы в этот день полагалось совершать молча.

В день Онуфрия Молчаливого на Руси люди все делали молча. Если требовалось что-то сказать, то старались обойтись одним или двумя словами. Также в этот день хозяева проверяли свои амбары: не испортились, где доски, цела ли кровля, все ли гвозди на месте. Туда запускалась кошка, чтобы изловить мышей и крыс. А в конце помещение хорошо проветривали и просушивали, чтобы хлеб в закромах не испортился при хранении.

ВолховСМИ

Онуфрий Печерский

Каменный ветеран истории

Каменный ветеран истории

Любшанская крепость — древнейшая каменно-земляная крепость на территории Древней Руси на месте бывшего устья реки Волхов, расположенная на городище в 2 км от Старой Ладоги на правом берегу реки Волхов. Крепость названа современными археологами Любшанской по её местонахождению, на возвышенности берега реки при впадении в Волхов речки Любша, в 2 км к северу от села Старая Ладога.

Первые разведочные раскопки были проведены на городище, известном из материалов Дмитрия Самоквасова и Зориана Ходаковского, на рубеже 1960—1970-х годов археологами Сергеем Орловым, Глебом Лебедевым и Валерием Петренко. При этом было установлено наличие и характеристика культурного слоя и обнаружены каменные конструкции вала крепости.

В 1997 году петербургской экспедицией археолога Евгения Рябинина были начаты раскопки, при которых в полном объёме раскрыта и показана значимость памятника. Раскопки продолжались с перерывами около пяти лет. Сообщения о раскопках были опубликованы в 2002 и 2003 годах, однако, полностью материалы раскопок опубликованы (по состоянию на 2004 год) не были из-за болезни Рябинина.

В 2008 году остеологический анализ рыбных костей и чешуи, найденных при археологических работах Рябинина в 1998—2000 годов в слоях VI—IX веков, был опубликован Игорем Тарасовым.

В 2003 году Ириной Воиновой была произведена реконструкция внешнего вида крепости. В 2010 году на основе этой реконструкции и топологической съемки 1970-х годов А. А. Фролкиным была создана трёхмерная реконструкция крепости.

В 2011 году на официальном сайте Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сотрудниками музея была выражена обеспокоенность состоянием «Древнейшего каменного города на Волхове».

Сохранилось мысовое городище приблизительно 45×45 м, окруженное дугообразным валом около 70 метров в длину и шириной у основания до 18 м. Как показали раскопки, в древности оно было укреплено древнейшей на Северо-Западе Руси фортификацией с применением каменной панцирной кладки, материалом для которой служил плитняк. Кладка сохранилась на высоту до 2,2 м, сохранились также остатки дополнительных подпорных стен и деревянных укреплений по верху вала.

Каменный ветеран истории

Возведение крепости в последней четверти VII — первой половине VIII веков связывают с появлением в Приладожье славянского населения. История крепости сложным образом связана с историей функционирования поселения на Староладожском земляном городище. Прекращение функционирования крепости во второй половине IX века соотносится многими исследователями с событиями, отмеченными в «Повести временных лет».

Любшанская крепость: первая славянская крепость на Ладоге.

Место для оборонительного сооружения выглядит настолько неочевидным, что понятно почему его случайно нашли лишь в 1960-х. Сейчас речка Любша, впадающая в Волхов, выглядит мелким ручейком и не может иметь судоходного значения, однако нужно учитывать, что в середине первого тысячелетия нашей эры гидрологический рельеф местности был иным. Тогда по Любше вполне могли плыть торговые ладьи, но гораздо важнее другое.

Каменный ветеран истории

В IX веке сильно обмелело Ладожское озеро и устье Волхова отодвинулось на целых 10 километров на север. Таким образом, Любшанская крепость фактически охраняла вход на «путь из варяг в греки». Есть версия, согласно которой она была аванпостом, защищавшим Ладогу. Или же именно разорение Любши заставило славян построить новый город ниже по течению.

Николай Рерих вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости».

ВолховСМИ

Каменный ветеран истории

Кое-что всегда держите в секрете

Кое-что всегда держите в секрете

Индийские мудрецы, рассуждая о том, что есть тайна и о чем на самом деле не стоит распространяться на публике, называют семь вещей, о которых следует молчать.

Первое, о чем не следует распространяться, — это свои далеко идущие планы. Помалкивайте до тех пор, пока эти планы не исполнятся. Любые наши идеи не только не идеальны, в них огромное количество слабых мест, по которым стоит лишь ударить – и все может разрушиться.

Второе – не стоит делиться тайной о своей благотворительности. Благое дело – большая редкость в этом мире, и именно поэтому ее надо беречь как зеницу ока. Не нахваливайте себя за хорошие дела. Подобное отношение может быстро привести к гордыне, а Это не самое лучшее качество, согласитесь?

Третье – не стоит выносить вашу аскетичность на публику. Не рассказывайте направо и налево о ваших ограничениях в питании, сне, сексуальных отношениях и т.д. Аскеза физическая приносит пользу, только если она гармонирует и с эмоциональной составляющей.

Четвертое, о чем следует помолчать, — это о своем мужестве, героизме. Все мы сталкиваемся с разного рода испытаниями каждый день. Кому-то достаются испытания внешние, кому-то – внутренние. Внешние испытания видны, поэтому за них люди получают награды, но преодоление внутренних испытаний никто не замечает, потому и наград за них никаких не присваивают.

Пятое, о чем не стоит распространяться – это о своей духовной просвещенности. Она лишь ваша, и никого не стоит в нее посвящать. Раскройте ее другим в том случае, когда она станет действительно нужна не только вам, но и окружающим.

Шестое, чем не стоит особенно делиться с другими, — это ваши домашние конфликты и семейная жизнь. Запомните: чем меньше вы говорите о проблемах в своей семье, тем она будет крепче и стабильнее. Ссора – это избавление от негативной энергии, которая накопилась в процессе общения. Чем больше вы говорите о своих проблемах, тем больше вы в них верите.

Седьмое, о чем не стоит говорить, — это о некрасивых словах, которые были от кого-то услышаны. Можно запачкать на улице ботинки, а можно запачкать сознание. И человек, который, придя домой, рассказывает все, что он услышал глупого по дороге, ничем не отличается от человека, который пришел домой и не снял ботинок.

ВолховСМИ

Кое-что всегда держите в секрете