Реклама Волховского такси

Generic selectors
Строгое соответствие
Искать в заголовках
Искать в тексте

Канал имени Москвы

Опубликовано 15 июля 2021 года в 22:45
Канал имени Москвы

Канал имени Москвы

15 июля 1937 года — был открыт канал имени Москвы, соединивший Волгу с Москвой-рекой.

В 20–30-е годы XX века население Москвы стремительно росло. Старая система водоснабжения не справлялась: в сутки на одного жителя приходилось 88 литров воды, тогда как в столицах других стран этот показатель доходил до 500 литров. Москва-река истощилась настолько, что в некоторых местах, например у Большого Москворецкого моста напротив Кремля, её можно было перейти вброд.

Были выдвинуты различные варианты спасения реки. В 1929 году Москводопровод и немецкая фирма «Сименс-Бау-Унион» разработали проект дополнительного питания Москвы-реки водой из Оки по стальному водопроводу длиной свыше 100 км. Стоимость этого сооружения оценивалась в 100 миллионов рублей. Но, ни немецкая фирма, ни промышленность Советского Союза в то время не были в состоянии доставить нужное количество труб, так что и этот вариант отпал.

Тогда был выдвинут так называемый запрудный или водохранилищный вариант, через создание запруд на реках Истре, Рузе и Москве. Однако и он мог только прикрыть бреши в водопроводном хозяйстве.

В 1931 году пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения её с верховьем реки Волги».

Беспрецедентное по масштабам строительство канала проходило с 1932 по 1937 год.

При сооружении канала многие города и деревни ушли под воду. Были эвакуированы 7,5 тысяч крестьянских хозяйств. Причем некоторые из них переносили вместе с избами: разбирали в доме печь, поднимали на домкратах дом и перевозили на платформах с помощью трактора.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого канала. Течение крупнейшей реки было остановлено на три минуты! На плотину пришелся мощнейший удар воды, но вся конструкция и техника выдержала. К 17 апреля специалисты доложили о том, что все 128 км канала и все водохранилища были заполнены.

Грандиозный проект был завершен в рекордные сроки — 4 года и 8 месяцев. И уже 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. Официальное открытие «канала Москва — Волга имени Сталина» состоялось 15 июля 1937 года. Через 10 лет в честь 800-летия Москвы водная трасса была переименована в канал имени Москвы.

Во время Великой Отечественной войны канал стал одним из рубежей обороны Москвы, одновременно являясь трассой для перевозки военных грузов, снабжая город питьевой водой и внося свою долю в энергомощности региона. Чтобы сохранить гидроузлы от бомбежек, были применены светомаскировка и ложное макетирование. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

Примечательно, что во время ВОВ канал ни на один день не прекращал работу, хотя многие сотрудники ушли на фронт, часть оборудования канала была демонтирована и отвезена в тыл, а само гидротехническое сооружение сильно пострадало от военных действий. Сквозное движение по каналу было открыто 19 мая 1942 года, а полностью канал восстановили в 1943 году.

ВолховСМИ