В октябре началась подготовка к строительству ледовой дороги по Ладоге.
Военный совет фронта выделил дорожно-строительные и автомобильные части. К Ладоге отправили рабочие батальоны Кировского и Ижорского заводов, «Большевик» и другие предприятия. 20 000: бойцов, ленинградских рабочих, колхозников трудились на восточном и западном берегах Ладожского озера.
Сооружение зимней фронтовой коммуникации – в полном смысле коллективный подвиг. Её строил и обеспечивал весь гарнизон окружённого Ленинграда: войска Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота, железнодорожные части Народного комиссариата путей сообщения, подразделения НКВД, ленинградские предприятия и учреждения, научно-исследовательские институты, службы городского хозяйства, жители северо-восточных районов Ленинградской области.
Задача была сложной. И не только потому, что Ладожское озеро с его малоизученным ледовым режимом, штормами и непостоянством представляло собой задачу со многими неизвестными. В практике дорожного строительства не было сколько-нибудь значительного опыта создания и эксплуатации ледовых дорог, подобных той, которая прокладывалась через Ладогу.
Военные и гражданские специалисты разработали несколько вариантов ледовой дороги. Каждый из них тщательно обсуждался, вносились поправки и уточнения. Окончательно был утверждён проект ледово-сухопутной трассы, начинающийся от далёкой станции Заборье, куда после захвата противником Тихвина переместилась главная база снабжения Ленинграда.
Получив грузы, автоколонны должны были следовать по Ярославскому тракту к Ладожскому озеру окружным путём, сделав более 350 км, и затем переправляться по ледовому участку на западный берег озера.
Сухопутная трасса пролегала по лесам и болотам. Тысячи колхозников спешно приводили её в порядок, расчищали от снега, укладывали камень и брёвна на болотистых участках, ремонтировали обветшавшие мосты и строили новые.
ВолховСМИ
Источник: Музей истории города Волхова