Решение о походе «Арктики» на полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. Его подготовка проходила в Мурманском морском пароходстве, она была поручена начальнику пароходства В.И. Игнатюку и начальнику администрации Северного морского пути К.Н. Чубакову. Министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко стал руководителем рейса, К.Н. Чубаков — его заместителем.
Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек. 9 августа 1977 года министр прибыл на борт судна, и «Арктика» вышла из Мурманского порта. Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы. С 14 августа ледокол вошёл во многолетние льды, началось преодоление ледяного покрова.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Ф.Ф. Асхадуллин и мастер-ремонтник А. А. Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага.
После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза.
ВолховСМИ