В ночь на 3 сентября 218 раненых эвакуировали на различных судах по Новоладожскому каналу в Сясьстрой. А уже днём санитарный транспорт «Урицкий», взяв на борт 159 человек, отправился в Новую Ладогу. На другой день туда же ушёл «Володарский». Эвакуация раненых была весьма своевременной мерой.
3 сентября Военный совет Ленинградского фронта возложил ответственность за обеспечение перевозок для осаждённого Ленинграда всех видов снабжения из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце на Ладожскую военную флотилию, подчинив ей Северо-Западное речное пароходство.
Немедленно на западном берегу Ладожского озера в районе Осиновецкого маяка началось строительство причалов, портовых сооружений и железнодорожной ветки, расположенной в нескольких километрах от станции Ладожское озеро.
Руководили организаций генерал Афанасий Шилов на восточном берегу, на западном — адмирал Иван Исаков. Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного Поля 3 сентября 1941 года.
Утром 3 сентября отряд флотилии вошёл в Шлиссельбургский канал. Корабли шли в кильватерном строю по очень узкому изломанному фарватеру. Когда они легли на Посеченский створ, появилось 12 немецких бомбардировщиков Ю-88. Корабли оказались в исключительно тяжёлом положении.
Какой-либо маневр по скорости, а тем более по курсу, был совершенно исключён: с обоих бортов через тину болота пробивалась трава. И как раз в этот момент к голове колонны стало приближаться госпитальное судно «Володарский». Даже в нормальных условиях мирного времени было трудно с ним разойтись: этот большой колёсный пароход перекрывал своими широкими колесными отводами более половины ширины фарватера.
Гитлеровские лётчики пикировали со всех сторон. Особенно много бомб упало около «Володарского» и «Конструктора». На следующий день немецкое радио передавало: «Вчера 12 бомбардировщиков бомбили на канале, ведущем в Шлиссельбург, отряд советских кораблей – половина из них была потоплена, остальные горят». В действительности мы не имели потерь в корабельном составе, суда отделались лишь небольшими повреждениями.
Итак, к началу сентября все силы флотилии вынуждены были отойти в Шлиссельбург. Здесь они оказались в тупике. В оставшихся в наших руках Шлиссельбургской и Волховской губах Ладожского озера у флотилии, кроме Шлиссельбурга, не было больше ни одного даже мало-мальски оборудованного порта или укрытой гавани, а путь к Ленинграду по Неве был перехвачен врагом. Как долго флотилия задержится в Шлиссельбурге, никто не знал.
ВолховСМИ
Источник: Музей истории города Волхова