15 октября 1964 года введён в эксплуатацию нефтепровод «Дружба», до сих пор остающийся крупнейшим в мире. Нефтепровод «Дружба» стоит в одном ряду с такими грандиозными проектами прошлого века, как Днепрогэс, БАМ, Магнитка.
Решение о его строительстве принимали руководители нескольких стран — членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение подписали 18 декабря 1959 года. Строительство начали через год — 10 декабря 1960 года.
Отправной точкой для нефтепровода стала Самара — грандиозный перекресток нефтепроводной системы нашей страны. От берегов Волги магистраль устремилась на запад, дошла до границы России и Белоруссии, где в селе Высокое разошлась по двум направлениям: северное, по территории Белоруссии, уходило через Полоцк в Прибалтику — в порты Бутинге (Литва) и Вентспилс (Латвия), а южное через Мозырь (Белоруссия) и Броды (Украина) шло в Восточную Европу.
На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили еще в феврале 1962 года.
Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь-Броды» и «Мозырь-Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй.
ВолховСМИ