Реклама Волховского такси

Generic selectors
Строгое соответствие
Искать в заголовках
Искать в тексте

Михаил Кошкин и Т-34

Опубликовано 3 декабря 2021 года в 23:30
Михаил Кошкин и Т-34

Михаил Кошкин и Т-34

Михаил Ильич Кошкин — советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. В 1990 году ему посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Родился Михаил Ильич 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги (ныне — Переславский район, Ярославская область). Окончив в 10-летнем возрасте 3 класса церковно-приходской школы, он уезжает на заработки в Москву, где устраивается на кондитерскую фабрику и за 8 лет работы проходит путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.

В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема обучения оказалась неинтересной для него, и он добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка». Преддипломную практику прошёл в ОКБ при Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185.

С 1934 года в течение двух с половиной лет работал в КБ Ленинградского завода имени С. М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ.

11 апреля 1936 года Кошкин, в числе других конструкторов, «за отличную работу в области машиностроения» был награждён орденом Красной Звезды.

28 декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе подписал Приказ о направлении М. И. Кошкина в Харьков на ХПЗ имени Коминтерна на должность руководителя танкового КБ-190. В то время Танковый отдел Харьковского завода № 183 выпускал лёгкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ», которые, наряду с лёгким танком Т-26 Кировского завода, составляли основу бронетанковых войск РККА.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода.

В марте 1940 года Кошкин принял личное участие в проведении войсковых испытаний двух опытных танков Т-34 с совершением пробега Харьков — Москва и обратно. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Кошкина. Простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Однако напряжение последних лет не ослабло, организация серийного производства Т-34 шла тяжело. Требовалась масса текущих доработок.

Вскоре заболевание обострилось и Кошкину пришлось удалить одно лёгкое. Он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны.

Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк). Могила не сохранилась. По одним данным, она была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками, по другим, гроб с телом Кошкина был кремирован, после чего урна с прахом хранилась в помещении при городском морге Харькова, который был подвергнут бомбовому удару.

События происходили в конце 1941 года, на конечной стадии эвакуации ХПЗ в Нижний Тагил и перед захватом города немецкими войсками.

ВолховСМИ

Михаил Кошкин и Т-34